Готовность детей к обучению в школе

Школа предъявляет особые требования к будущему первокласснику. Приведем эти требования в соответствии с выделенными психологическими и педагогическими характеристиками ребенка 6—7 лет, поступающего в школу.

Психолого - педагогический статус первоклассника

Параметры психолого- педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов
1. Познавательная сфера:
1.1. Произвольность психи-ческих процессов

Высокий уровень учебной активации, самостоятель-ности

Способность самостоятельно спланировать, осуще-ствить и проконтролировать результат учебных действий

Совершение учебных действий по правилу и образцу

Поддержание внимания на учебной задаче

Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи

1.2. Уровень развития мыш-ления

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов

Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных

1.3. Сформированносгь важ-нейших учебных действий

Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности

Сформированносгь внутреннего плана умственных действий

1.4. Уровень развития речи

Понимание смысла текста и простых понятий

Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)

1.5. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию
1.6. Умственная работоспо-собность и темп умственной деятельности

Способность сосредоточенно работать в течение 15- 20 минут

Сохранив удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня

Способность работать в едином темпе со всем классом

2. Особенности общения и поведения
2.1. Взаимодействие со свер-стниками
Владение приемами и навыками эффективного меж-личностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разре¬шать конфликты мирным путем
2.2. Взаимодействие с педа-гогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков Проявление уважения к учителю
2.3. Соблюдение социальных и этических норм Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения
2.4. Поведенческая саморе-гуляция Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуа-циях внутришкольного взаимодействия Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)
2.5. Активность и автоном-ность поведения Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности
3. Особенности мотивацнонно-личностной сферы.
3.1. Наличие в характере учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу

Наличие познавательного или социального мотива учения

3.2 Устойчивое эмоциональ-ное состояние в школе Отсутствие выраженных противоречий между
- требованиями школы (педагога) и родителей
- требованиями взрослых и возможностями ребенка
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
4.1. Отношения со сверстни-ками
Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками
4.2. Отношение с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитате-лями
4.3. Отношение к значимой деятельности Эмоционально-положительное восприятие школы и учения
4.4. Отношения к себе Устойчивая положительная самооценка

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Рассматривая систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром, выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе. Сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов школьной готовности, можно выделить следующие ее компоненты.



Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, не-сложным рассуждениям, правильным выводам.

Кроме того, в исследованиях обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями. К концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» группы: «мебель», «посуда», «одежда» и т.д.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе!


Личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические . Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности.

Многие авторы, рассматривающие личностный компонент психологической готовности к школе, уделяют особое внимание проблеме развития произвольности у ребенка. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — основная причина неуспеваемости в первом классе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически эти параметры и могут рассматриваться в качестве того нижнего уровня актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе.

Так при диагностике произвольности двигательной активности следует ориентироваться на следующие нормативы :

  • к 6,5-7 годам ребенок выполняет произвольные мимические движения по речевой инструкции взрослого (с единичными ошибками);
  • к 7-7,5 годам ребенок может выполнять различные двигательные программы как разными руками (ногами), так и мимической мускулатурой.

Диагностика произвольности высших психических функций предусматривает определенные возрастные нормативы:

  • к 6,5—7 годам ребенок может удерживать инструкцию, но при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении. К этому возрасту ребенок способен удержать программу выполнения заданий вербального и невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Свободно справляется с заданиями, требующими распределения внимания по двум признакам;
  • к 7-7,5 годам ребенок полностью удерживает инструкции и задания, способен самостоятельно выстраивать программу выполнения, самостоятельно исправляет очевидные ошибки. Доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.


Социально-психологическая (коммуникативная) готовность ребенка к школе

Помимо личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

По мнению ряда исследователей, в структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:

  • коммуникативную компетентность,
  • социальную компетентность,
  • языковую компетентность.

Использование понятия компетентности связывается авторами с тем, что оно не так часто употребляется в детской психологии и, следовательно, таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово «компетентность» означает осведомленность в чем-либо.

Исходя из этого, социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.

Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке.

Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют оп-ределенный уровень развития, который и отражает уровень социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению.


Скачать в формате .doc
Екатеринбург, ул. Библиотечная 50А